Как родители могут помочь первокласснику адаптироваться в школе


Как родители могут помочь первокласснику адаптироваться в школе

Все в жизни бывает в первый раз. Кажется, только недавно ваш малыш сделал первый шаг, сказал первое слово, и вот он уже школьник. Первый класс – это важный этап в жизни всей семьи. Потребуется еще не один месяц, чтобы ребенок из дошколенка превратился в ученика.

Как родители могут помочь первокласснику адаптироваться в школе, рассказывает социальный педагог Черниговского коллегиума №11 Марина Мозоль.

Самое главное, что вы можете подарить ребенку, – это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что вам кажется не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.

 

Большое значение имеет правильный режим

Нормальный сон шестилетнего ребенка – не менее десяти часов. Поэтому родители должны сделать так, чтобы он ложился спать в девять вечера и вставал в семь утра.

После школы не спешите сажать ребенка за уроки, ему необходимо 2-3 часа отдохнуть (обеденный сон). Самое продуктивное время для домашнего задания – с 15 до 16 часов. Не заставляйте готовить уроки за один раз. После 20 минут занятий надо сделать 10-15 минут перерыва.

Когда ребенок готовит уроки, не сидите над ним, давайте возможность поработать самостоятельно. Но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Необходимы спокойный тон, поддержка («не волнуйся», «давай выясним вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если что-то не получается.

Говорите о школе, учителях и предметах только хорошее. Вашему ребенку достаточно того, что он преодолевает личные предубеждения относительно школы.

 

Что делать, если нужно спешить в школу, а ребенок не торопится?

Если постоянно подгонять первоклассника: «Давай быстрее, мы уже опаздываем! Ну что ты копаешься?», – то может, наоборот, закрепиться обратная реакция. Сформируется защитный стереотип медлительности: в любой ситуации, требующей быстрого реагирования, ребенок будет замедляться и «тормозить». В этом он ничуть не виноват, так его организм защищается от тревоги и напряжения, вызванных «эмоциональным прессингом» извне. Поэтому желательно предусмотреть раннее вставание, позволяющее ребенку просыпаться, завтракать, одеваться, умываться в его собственном темпе, а также проследить, чтобы он собрал портфель, приготовил одежду и обувь с вечера.

 

Первые неудачи

Родители часто расстраиваются при первых неудачах детей. Негативные оценки взрослых увеличивают тревоги ребенка, его неуверенность в себе и своих действиях. Это, в свою очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов. Постоянные опасения услышать неодобрение со стороны домашних приводят к страху совершить ошибку.

К неудачам нужно относиться с пониманием и поддержкой: «У тебя все получится. Я тебе помогу». Важно создавать условия, чтобы ребенок (хотя бы иногда) переживал и свои победы.

 

Как реагировать, если ребенок злится на учителя (детей) или испытывает страх перед школой?

Прежде всего, не запрещать переживания. Не нужно твердить: «Нельзя злиться! Нельзя бояться!» Переживания – вполне естественная вещь. Однако необходимо вместе обсудить, что вызывает у него страх или злость. Есть и другие способы, которые помогают справляться со страхом. Для детей это, прежде всего, чтение «страшных» сказок в ситуации полной защищенности (на маминых коленях). Сказки дают человеку возможность пережить чувство неизбежности торжества добра над злом, сопереживание радости и печали, победу маленького, слабого, но доброго, над большим злом. Другая полезная форма – спортивные игры, вызывающие переживания азарта, уверенности в победе.

 

Снимаем стресс

Важна теплая, естественная, спокойная манера поведения взрослых дома – без срывов и повышенного тона.

Необходимо на время продолжить традиционные «детские» ритуалы укладывания в постель, еды, умывания, чтения на ночь, которые были приняты в дошкольном детстве.

Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками (без критики или осуждения за испачканную одежду). Можно делать коллажи в «рваной» технике –

рвать цветную бумагу, старые журналы и клеить из них картинки. Помогут и спортивные игры на воздухе (мяч, скакалки, «классики» и др.).

Чрезвычайно важно, чтобы не было лишних постоянных раздражителей – телевизора, компьютера, радиоприемника.

Ребенку нужно давать возможность испытывать время от времени настоящую детскую радость – устраивать праздники, ходить в театр, отдыхать на природе.

 

Организовываем  рабочее место

Во-первых, личным примером. Если на вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то совершенно бесполезно приучать к порядку ребенка.

Пусть первоклассник расскажет, какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и как их лучше разложить. Определив вместе с ребенком удобные для различных вещей места, можно наклеить на стол наклейки  – «домики» для каждой вещи.

Обратите внимание на позу сидящего за столом ученика. Ему еще трудно контролировать себя, долго сидеть в одной позе, он не очень хорошо чувствует тело. Можно сделать несколько фотографий сидящего в разных позах ребенка, а затем изучить их вместе – имитируя эти позы и обсуждая, чем они плохи (искривление позвоночника, затекание ног, закрывание собственной работы от света и прочее).

 

Учителя и родители должны стать единомышленниками

В адаптационный период должна быть налажена постоянная связь между школой и родителями. К сожалению, учителя редко знают о том, что происходит с ребенком дома после занятий, а родители имеют слабое представление о том, что было в школе. Нужно договориться о месте и времени встреч учителя и родителей, на которых они могли бы обмениваться своими наблюдениями и впечатлениями. В течение первого года обучения родители и учителя должны стать единомышленниками.

Взрослые, все без исключения, всегда в душе безмерно рады успехам своих детей. С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок быстро освоит этот новый, интересный мир.

 

Типичные проявления стресса и дезадаптации ребенка:

– часто плачет;

– подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже засыпает);

– проявляет необоснованную агрессию (ругается, лезет в драку);

– отказывается идти в школу.

 

Когда следует обратиться к специалисту:

– не проходят страхи (ночные страхи);

– энурез (недержание мочи), особенно если перед школой этого не было;

– заикание или подергивание век, лицевых мышц;

– ярко выраженная агрессия.

Юрий Луговский, «Деснянская неделя»

Регион: 
Чернигов и область
Как родители могут помочь первокласснику адаптироваться в школе
Как родители могут помочь первокласснику адаптироваться в школе